Монографии

Монография «Традиционная адыгская песня-плач (гъыбзэ)» Б.Г. Ашхотова, профессора

Северо-Кавказского государственного института искусств, кандидата искусствоведения

представляет собой в настоящее время единственное полное исследование феномена

стилистической формы адыгской песни, имеющей собственное терминологическое название

гъыбзэ и являющейся результатом диффузии целого ряда народно-песенных жанров.

На основе комплексного, многоуровневого подхода к рассмотрению поставленной

проблемы, автор ведет свои изыскания на стыке филологии, истории, музыкальной

фольклористики и музыковедческих дисциплин. Издание является серьезным вкладом в сферу

филологических, исторических, общеэстетических, культурологических проблем адыгской

национальной науки.

Книга адресована студентам и педагогам музыкальных и музыкально-педагогических

учебных заведений в качестве учебного пособия, специалистам по смежным гуманитарным

наукам, а также широкому кругу читателей.

Ашхотов Б.Г. Традиционная адыгская песня-плач (гъыбзэ)». – Нальчик: Эль-Фа,

2002. – 236 с.
Шаймухаметова Л.Н., доктор искусствоведения,

профессор (Уфа)
ЯЗЫКОМ   ПЛАЧА
В духовной культуре каждого народа есть бессмертные страницы, невидимой рукой

вписанные в священную книгу памяти и любви к родному краю и населяющим его людям. Это

фольклор, отражающий дух, образ, менталитет и этническое своеобразие нации. Он передается из

поколения в поколение, как оживающая каждый раз заново легенда. И тем, что он становится

частью современной жизни, мы обязаны исследователям-фольклористам – энтузиастам своего

дела.
Традиция бережного отношения к фольклору, его тщательного изучения давно сложилась

в отечественной науке. Ей уже почти два века. Широко известны труды и имена многих российских

музыкантов и ученых, среди которых – русские композиторы А. Алябьев, М. Балакирев, С. Танеев,

музыкант и общественный деятель М. Гнесин, академик Б. Асафьев, музыковеды З. Эвальд, Е.

Гиппиус, Б. Ефименкова, Г. Головинский, И. Земцовский и др. Их вклад в проблему

взаимодействия фольклора с композиторским творчеством, а также в дело собирания,

расшифровки, систематизации народных напевов не только углубил и расширил горизонты

музыкальной науки, но и помог сохранить историко-культурное наследие.

В последнее годы возрос интерес к фольклорным исследованиям, которые обогащаются

новыми именами и серьезными научными методологиями. Среди них ведущее значение

приобретает национальная научная мысль, отстаивающая приоритеты национальных культурных

традиций. Знание родного языка, истории, особенностей быта и национальных реликвий является

ничем не заменимым достоинством такого рода работ, которые позволяют поставить

национальное явление фольклора в контекст россий1ского и общеевропейского художественного

процесса.

Монография Б.Г. Ашхотова посвящена, пожалуй, самому поэтичному и напряженному,

эмоциональному и одновременно суровому  по своей поэтике феномену народного

песнетворчества. Песня гъыбзэ не просто памятник духовной культуры, она является символом и

средоточием национального менталитета. Ей свойственна целая гамма чувств – от оплакивания до

героического пафоса.

Особый эмоциональный мир гъыбзэ складывался исторически. Горе, страдания по

поводу потери близких, оплакивание их родными и вместе с тем гордость, осознание величия

подвига во благо будущей жизни – эти противоречивые чувства уходят глубокими корнями в

первичные жанры, родовые признаки культурного слоя нации и постепенно становятся знаками и

символами этой культуры.

Автор книги называет гъыбзэ «идеалом фольклорной лирики». Фонетика звучания

корневой части слова – «гъы» (плач) – восходит к звукописи плача, что само по себе символично:

песня становится понятной не только в любом из многочисленных диалектов адыгского языка, но и

на любом языке мира.

Основой для исследования гъыбзэ послужил фольклорный материал, собранный автором

в экспедициях по Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгее, Краснодарскому краю в 1974-

1979 и в 1982-1996 годах. Большинство расшифровок вошли в книгу в качестве иллюстративного

материала и заставляют читателя быть солидарным с автором в основных положениях его

концепции.

Так, Б.Г. Ашхотов убеждает читателя в том, что гъыбзэ является особой стилистической

формой, но не собственно жанром (или особой внутрижанровой группой). Гъыбзэ частот

пронизывает различные жанры и провоцирует их диффузии. Для доказательства этого положения

автор прибегает к сравнительно-типологическому анализу многих песенных образцов, среди

которых – обрядовые погребальные песни, плачи над водой, ритуальные богослужебные

песнопения, нартские пшинатли, историко-героические песни, песни-сетования, очистительные

песни.

Серьезным основанием к подобному утверждению является глубинный музыковедческий

анализ самих фольклорных текстов в единстве их музыкальных и поэтических составляющих,

который придает исследованию теоретический глубокий, фундаментальный характер. Автор

скрупулезно рассматривает способы организации поэтического текста, средства поэтической

выразительности, выявляя их формообразующую роль на собственно поэтическом и музыкально-

интонационном уровнях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>